Статья 76 Конституции Украины запрещает баллотироваться и быть избранным в парламент кандидатам, осужденным за совершение умышленных преступлений, - Сергей Кивалов (слева)
Сегодня Венецианская комиссия утвердила свое заключение №635 относительно законопроекта о выборах народных депутатов Украины. В заключении отмечаются позитивные стороны законопроекта, вместе с тем содержится ряд предложений и замечаний. Об этом редакции «ЮП» сообщил пресс-секретарь народного депутата Украины С.Кивалова Вячеслав Полищук.
На заседании Комиссии выступил народный депутат Сергей Кивалов, который сообщил следующее: «Начиная с выборов 2002 года, законодательный акт о каждых выборах в парламент Украины в обязательном порядке проходит экспертизу в Венецианской Комиссии. Эта хорошая традиция благотворно влияет и на качество избирательного законодательства Украины, и на содержание судебной практики, где систематически цитируются и Заключения непосредственно по Украине, и общие заключения Комиссии, такие как Кодекс надлежащей практики по вопросам выборов 2002 года».
Также С.Кивалов отметил, что в сегодняшнем заключении дается оценка уже третьему по счету законопроекту, призванному урегулировать проведение парламентских выборов в Украине в 2012 году (до этого были законопроект №3366 2009 года и проект Избирательного кодекса Украины). «Все это позитивно сказалось на качестве оцениваемого законопроекта: большинство традиционных замечаний Венецианской комиссии в нем уже учтено. Многие новые замечания Комиссии в проекте Заключения №635 – уже учтены Украиной», - заявляет народный депутат.
По словам С.Кивалова, несколько дней назад Комиссии был передан новый текст проекта избирательного Закона, уточненный в соответствии с рекомендациями Комиссии. Г-н Кивалов подчеркивает, что это новый уровень сотрудничества, когда на основании проекта Заключения Комиссии дорабатывается соответствующий законопроект, и к моменту утверждения Комиссией своего заключения, большая часть предложений уже учтена.
Это касается:
– публикации всех решений окружных избирательных комиссий на официальном сайте в сети Интернет;
– обнародования в том же порядке всей информации, подаваемой кандидатами в депутаты при регистрации;
– уточнены критерии разграничения избирательных округов в соответствии с административно-территориальным устройством государства;
– сняты препятствия к членству в избирательных комиссиях для ранее судимых граждан, кроме совершивших тяжкие преступления и преступления против избирательных прав граждан;
– уточнен порядок распределения между кандидатами эфирного времени в теле- и радиовещании за государственный счет;
– изъято требование к организациям зарубежных наблюдателей согласовывать с ЦИК свои совместные акции;
– уточнены полномочия официальных наблюдателей пресекать нарушения избирательной процедуры исключительно разрешенными законом способами;
– разрешение официальным наблюдателям вести кино- и фотосъемку на избирательных участках ограничено целью исключительно зафиксировать нарушения;
– разрешена оплата со счетов кандидатов ранее выставленных счетов накануне дня голосования;
– состоялись несколько научно-практических конференций, где приняли участие и политики, и представители неправительственного сектора;
– полностью все редакции законопроектов, проект рекомендаций Венецианской комиссии оперативно размещаются на официальных веб-сайтах Министерства юстиции, и доступны для обсуждения всеми.
Однозначно не были учтены только те замечания, которые прямо противоречили бы нормам Конституции Украины, сообщает С.Кивалов.
Это касается пункта, в котором рекомендуется изъять требование к кандидату проживать на территории государства в течение последних 5 лет и пункта 16, которым рекомендуется разрешить баллотироваться кандидатам, обвиненным в совершении преступлений средней и меньшей тяжести.
В этом отношении, статья 76 Конституции четко запрещает баллотироваться и быть избранным всем без исключения кандидатам, осужденным за совершение умышленных преступлений, что в тексте Заключения отражено. Та же статья Конституции устанавливает и 5-летнее требование к проживанию.
С.Кивалов добавил: «Наконец, совершенно верно в пункте 22 сказано что, «выбор избирательной системы является суверенным правом каждого государства».
Смешанная избирательная система – как и любая другая, может быть избрана Украиной, но точно не является украинским изобретением.
По словам С.Кивалова, разработка этого законопроекта изначально шла в режиме тесного контакта и сотрудничества с институтами гражданского общества, организациями неправительственного сектора и различными политическими силами. В состав рабочей группы входят только 2 члена парламента от большинства, зато 4 – от ключевых оппозиционных политических партий и блоков (БЮТ, НУНС: Ключковский, Князевич, Мищенко, Омельченко), причем именно представители оппозиции во многом определяют содержание законопроекта, так как специализируются по избирательному праву.
«Также в состав комиссии входят авторитетные ученые, не имеющие партийной принадлежности, и представляющие гражданское общество. В гражданском обществе идет широкая дискуссия относительно ключевых положений законопроекта о выборах, и она все более активизируется», отметил Сергей Кивалов.