В США наметилась новая тенденция – все больше юристов, работающих в области патентного права, оставляют работу в крупных юридических фирмах и корпорациях, чтобы заняться делами так называемых патентных дилеров. Однако для юриста это может оказаться «билетом в один конец», предупреждают эксперты, с ним не захотят больше иметь дела корпорации.
Подобная тенденция обусловлена, с одной стороны, развитием технологий, в результате чего для производства одного продукта требуется несколько сотен патентов, которые не могут принадлежать одной компании-производителю. С другой стороны, в США произошла реформа патентного законодательства, в результате которой патенты на изобретения перестали принадлежать исключительно их авторам, а стали закрепляться за теми, кто первым их зарегистрировал. В результате, если раньше компании использовали патенты как метод защиты собственных уникальных изобретений, то сейчас они превратились в действенное средство конкурентной борьбы в корпоративном мире и в средство дохода для дилеров, ставших новыми действующими лицами в патентных разбирательствах.
То, что юристы переходят на сторону компаний-«патентных дилеров», которые все еще рассматриваются как не совсем легальные образования, имеет вполне прагматичное объяснение. Во-первых, содействие так называемым «не практикующим юридическим лицам» (non-practicing entity, NPE) приносит юристам гораздо более значительный доход, чем работа на крупные компании, отмечает The WSJ. Это не удивительно, если учесть, что массово используют патенты в основном крупные высокотехнологичные или фармацевтические компании с многомиллиардными бюджетами, которые готовы платить дилерам за возможность легально использовать принадлежащие им технологии для выпуска нового продукта.
Кроме того, работа юриста с «патентными дилерами» зачастую оказывается проще, чем оказание помощи отдельной компании. В последнее время компании требуют от юриста не просто решить проблему, а решить ее в соответствии со сложными внутренними процедурами, которые установлены многостраничными документами, говорят американские юристы. В ходе работы на противоположную сторону, напротив, рассмотрение претензий к компаниям со стороны владельцев патентов часто даже не доходит до суда – после обнаружения нарушения патента юристы дилеров занимаются, главным образом, заключением лицензионных соглашений с компаниями.
Однако содействие патентным дилерам имеет и свои недостатки. Для юриста начало работы на подобные организации может оказаться билетом в один конец. «Если вы защищаете дилеров, то все чаще вы сталкиваетесь с тем, что выступающие на стороне компаний больше не хотят иметь с вами ничего общего», – приводит The WSJ слова юриста, работающего в области патентного права, профессора Стэнфордского университета Марка Лемли.
Тем не менее, если бизнес по скупке патентов продолжит расширяться при отсутствии государственного регулирования этой отрасли, он неизбежно будет привлекать все больше ведущих специалистов по патентному праву, отмечает издание.