Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Думы проект Кодекса административного судопроизводства РФ. Сфера его действия оказалась гораздо уже, чем Верховный суд РФ хотел изначально. Не поддержаны и предложения суда относительно того, как должно быть устроено судебное представительство. Однако у председателей судов появятся новые права.
Верховный суд РФ говорил о Кодексе административного судопроизводства РФ более шести лет и даже в 2006 году внес в Госдуму свой проект. Но документ не прошел даже первое чтение. Проблему админсудопроизводства затронул Путин, он предложил «сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней». После этого в судах общей юрисдикции областного звена наравне с уголовными и гражданскими коллегиями появились также административные.
Но продвигать законопроект ВС РФ и править его не стали. Путин вчера внес в Госдуму свой проект Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), который по ряду ключевых моментов сильно отличается от инициативы высшей судебной инстанции.
Бремя доказывания по всем делам, относящимся к сфере регулирования КАС РФ, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов. Но при этом сфера регулирования нового кодекса оказалась гораздо уже, чем ВС хотел изначально.
Он не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях (и водителям, например, по-прежнему придется доказывать свою невиновность), а административные споры бизнеса останутся в арбитражных судах. Кодекс будет устанавливать только правила разрешения административных дел «о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов» граждан, партий, некоммерческих и религиозных организаций. Речь идет об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов госвласти, местного самоуправления и чиновников.
Административное разбирательство должно быть скорым: на процесс отводится не более двух месяцев, в ВС РФ предлагали на месяц больше. По сложным делам срок можно будет увеличить, но не более чем на один месяц. Возможна и упрощенная, письменная, схема процесса: устного разбирательства не будет, судья ограничится изучением доказательств. На это отводится 10 дней с момента вынесения определения о рассмотрении дела по такой процедуре.
Предполагается, что Кодекс административного судопроизводства РФ вступит в силу с 1 января 2014 года.