коны можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других — к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие — неправовыми?
На эти вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания — критерии для разграничения права и закона, "правовых законов" и "неправовых законов", но все они вызывали и продолжают вызывать лишь вопросы и дискуссии.
Еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась "общая воля", т. е. воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие законы (или иные нормативные акты), которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные законы следовало причислять к разделу неправовых.
Подобная постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения "правовых и неправовых законов" в зависимости от содержания или, наоборот, отсутствия в них "общей воли", несомненно, заслуживают одобрения и внимания. Вместе с тем они
______________________________________________________________________________
' Емельянов С. А. Право: определение понятия. М., 1992. С. 3—4.
вызывают вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования названного критерия. В частности, такие вопросы, кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе "общая воля" или ее там нет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие "общую волю", а в других — не отражающие ее?
Ответы на эти и подобные им вопросы не всегда убедительны. Известный французский |