|
в мире "социальных животных" доминирующее значение), - "свобода" и соответствующие "права" особей-звеньев иерархической организации - верховного иерарха (вожака стаи), избранных им самок, "приближенных", и дальше - вниз по иерархической лестнице;
во-вторых, (что в мире "социальных животных" может быть обозначено всего лишь как намечающаяся возможность), - "свобода" каждой особи организованного сообщества, допустим. - "право" на равное получение какой-то части добычи совместной охоты или добытых сообществом природных плодов.
Возможно, именно тут, в разветвляющихся био-социальных предпосылках права, кроются истоки органически разного построения правовой материи, которые затем проявились в публичном и частном праве, и которые по различному повлияли на возникновение и развитие права, его типов и семей, на характер, направления и перспективы правового прогресса.
4. Об отношении позитивного права к категориям "по ту сторону" представлений о природе. Обоснование права "через природу" (т.е. в качестве проявления его закономерностей и необходимого звена ее "замысла" - предпосылки соответствующих социальных образований), при всей - надо полагать - строгой логичности такого обоснования, отдает холодом суровости, жесткости, железной причинности, природной неотвратимости, неотделимости от человеческих бед, пороков. И если ограничиться только такой, "природной" плоскостью мирозданческого обоснования права, то оно, пожалуй, вряд ли могло бы получить высокое признание в жизни людей. В том числе и в отношении своей общей предосновы - естественного права.
Да и само содержание права в разные эпохи и в разных регионах, его подвижность, соответствие или несоответствие известным критериям - свидетельство того, что здесь "работают" не только природная неотвратимость, причинность.
Добавим сюда - то, что при рассмотрении логики права было определено в качестве
|