и? Да, сегодня хлеба не достает, но ничего не доказывает, что завтра вы не будете иметь его в изобилии". Действительно, назавтра у дверей кельи святого нашли двести мешков муки. Но и поныне никто не знает, кого послал для этого Господь". Близко к этому и чудо св. Якова: "Случилось однажды так, что некий паломник родом из Везеле оказался без гроша. А так как он стыдился просить милостыню, то лег спать голодным под деревом. Проснувшись, он нашел у себя в котомке хлебец. Тогда он вспомнил, что видел во сне как святой Яков обещал позаботиться о его пропитании. И этим хлебом он жил две недели, пока не вернулся домой. Он не отказывал себе в том, чтобы утолять голод дважды в день, но назавтра вновь, находил в котомке целый хлебец" (Там же. С. 216).
Те, кто не умирал от голода, подвергались другим опасностям. Плохо питавшиеся, употреблявшие в пищу
12
недоброкачественные продукты, павших животных, насекомых, даже землю, физически ослабленные люди легко становились жертвами болезней, в том числе хронических, уродовавших их и, в конечном счете, также убивавших. В охваченной голодом Нормандии, писал Рауль Глабер, придумали одно новое средство для питания: многие начали мешать последние остатки муки и отрубей с белой землей, похожей на глину и делали из такой смеси хлеб для утоления голода. Но результат не соответствовал их желаниям. Лица их делались бледными, кожа натягивалась и пухла, голос слабел и напоминал собой жалобный крик издыхающих птиц. Туберкулез, малярия, различные уродства, нервные болезни (эпилепсия, лунатизм, идиотизм и т. п.) были бичем Средневековья. Недоброкачественное питание становилось также причиной многих эпидемий, в частности дизентерии и страшной "огненной" болезни или, как ее называли современники, "священного" или "дьявольского" огня, "огненной чумы". Она охватила многие области Западной Европы в |