более редкими. "1221-1222 г.: "В Польше три года подряд лили проливные дожди и происходили наводнения, результатом чего стал двухлетний голод, и многие умерли". 1223 г.: "Были сильные заморозки, которые погубили посевы, от чего последовал великий голод во всей Франции". В том же году: "Очень жестокий голод в Ливонии... люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы, чтобы пожирать их". 1263 г.: "Очень сильный голод в Моравии и Австрии; многие умерли, ели корни и кору деревьев". 1277 г.: "В Австрии, Иллирии и Каринтии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы". 1280 г.: "Великая нехватка продуктов: хлеба, мяса, рыбы,
11
сыра, яиц. Дело дошло до того, что в Праге за грош с трудом можно было купить два куриных яйца, - тогда как раньше столько стоило полсотни. В тот год нельзя было сеять озимые, кроме как в далеких от Праги краях, да и там сеяли очень мало; и сильный голод ударил по беднякам, и много их от этого умерло" (Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 222).
Об угрозе голода постоянно говорят средневековые писатели, и это относится не только к крестьянам и бедноте. В средневековом романе о Ренаре-Лисе голодный желудок - постоянная тема, и автор с наслаждением описывает окорока, сельдь, сыры, кур, угрей, за которыми идет постоянная охота. Народная фантазия создает миф о стране Кокань, изобилующей всеми видами пищи, а агиография - житийная литература-приписывает святым чудотворцам удивительное искусство побеждать голод: "Великий голод свирепствовал во всей Кампаньи (Италия), когда однажды в монастыре св. Бенедикта, рассказывается в его житии, братья обнаружили, что у них осталось лишь пять хлебов. Святой Бенедикт, видя как они удручены, мягко - упрекнул их за малодушие, после чего сказал в утешение: "Как можете вы пребывать в горести из-за столь ничтожной вещи? |