|
ондом Беранже, виконтом Нарбонны, Раймонду Бернару, виконту Альби и Нима: "Впредь от настоящего часа
См. Часть третью, Раздел II.
50
я, Раймонд, сын Гарсенды, не обману Раймонда виконта, сына Рангарды, ни в том, что касается его жизни, ни в том, что касается членов его тела, и не лишу его жизни, и не захвачу в плен, и ни один мужчина и ни одна женщина по моему совету и моему умышлению [не сделают этого]. И не отниму у тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов твоих, какие имеешь и впредь с моею помощью приобрести сможешь... И если кто-либо из мужчин или женщин это сделает, я, Раймонд ...буду твоим помощником по чести и без коварства в тот самый час, как ты призовешь меня сам или через своих уполномоченных..." (Социальная история средневековья, Т. 1. С. 232).
Таким образом система договорных отношений со временем связывает отдельные сеньории в сложную иерархическую структуру - "феодальную лестницу". На высшей ее ступени находятся графы, герцоги, территориальные князья, представители аристократической элиты, степень властных полномочий которых нашла отражение в термине domini (господа, государи), отличавшем их от простых сеньоров - seniores. За ними следовали епископы и аббаты, бароны и другие крупные сеньоры с должностями и без оных. Низшие ступени занимали мелкие землевладельцы - рыцари, которые могли не иметь собственных вассалов. Возглавлял иерархию верховный сеньор - сюзерен. Все остальные сеньоры были одновременно и вассалами. Понятие знатности, отличавшей ее носителей от остальных свободных, обозначалось современниками термином nobilis, который в течение X в. вытесняется другим термином miles, что отражало конституирование рыцарства как социальной группы (см. стр. 67-72).
"Феодальная лестница" была, однако, не очень прочна и легко "опрокидывалась" с изменением фактического баланса сил между вассалом и
|