|
полагало символическую процедуру инвеституры (ввода во владение), которая следовала за ритуалом феодальной присяги-оммажем и клятвой верности-фуа . Смысл этой клятвы раскрывается в письме епископа Шартрского Фульберта герцогу Аквитании Гильому (1020 год): "...Кто клянется в верности своему сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести [обязательствах]: невредимость, безопасность, почитание, польза, легкая доступность, прямая возможность. Невредимость - это значит не наносить вреда телу сеньора. Безопасность - это значит не выдавать его тайн и не вредить безопасности его укреплений. Почитание - это, значит не наносить вреда его праву суда и всему другому, что касается его положения и прав. Польза - это значит не наносить ущерба его владениям. Легкая доступность и прямая возможность - это значит не мешать ему достигать тех выгод, которых он легко может достигнуть, а также не делать для него невозможным то, что возможно. Если верный [вассал] остережется от этого вреда, то ведь того требует справедливость, и [еще] не заслуживает вассал за это феода, ибо недостаточно воздержаться от зла, если не сотворить блага. Остается поэтому, чтобы при соблюдении упомянутых шести [обязательств] вассал давал совет и оказывал помощь своему сеньору без обмана, если он хочет быть достойным награждения феодом, а также неизменно соблюдал верность, в которой клялся. И сеньор во всем этом должен точно таким же образом поступать в отношении к своему верному [вассалу]. А если этого не выполнит, по заслугам будет считаться вероломным, как и тот [вассал] будет обманщиком и клятвопреступником, если будет уличен в нарушении своих: обязательств действием или сговором..." (Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. M., 1961. С. 488-489.). О торжественных формулировках можно судить по сохранившейся записи клятвы, принесенной в 1068 г. Раймондом
|