вропейских контактов с Востоком. Проказа косила население Европы вплоть до начала Нового времени. Страх перед заражением породил специальные и жесткие предписания относительно заболевших проказой. Им запрещалось появляться в обществе, пользоваться общественными банями. Больницы для прокаженных - лепрозории строили за городской чертой, вдоль важнейших дорог с тем, однако, чтобы не только обезопасить жителей от заражения, но и обеспечить больным возможность собрать как можно больше милостыни, которая являлась единственным источником существования для этих несчастных. О разгуле болезни говорит тот факт, что во Франции, например, в 1227 г. было около двух тысяч лепрозориев. В 1214 г. Латеранский собор разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределив тем самым их превращение в особые замкнутые миры, откуда больные могли выходить, только предупредив "добрых христиан" шумом трещотки о своем появлении. Над прокаженными висело множество запретов, и они легко превращались в козлов отпущения во время бедствий, как, например в 1315-1318 гг. во время великого голода, когда прокаженные и евреи, которых подозревали в отравлении колодцев и источников, подверглись гонениям по всей Франции. Но так поступали только с простыми людьми, тогда как высокородные прокаженные могли жить среди здоровых.
Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!" Эта триада осмыслялась людьми той эпохи как основная причина катастрофических взлетов смертности. И действительно, их последствия были зримо
17
взаимосвязаны: войны сокращали или вовсе уничтожали скудные запасы продовольствия, лишали необходимого, ослабляя людей настолько, что они уже не могли противостоять болезням и эпидемиям.
Гигиена. |