алось как величайшее благо. Для авторитарного го¬сударственного руководителя преступность — это неповиновение подданных, то, что делает его власть менее прочной. Для пред-
Криминология как наука
19
ставителей власти, выражающей интересы народа, преступность — препятствие к управлению обществом, фактор, отрицающий по¬рядок, государственную безопасность, социальное благополучие и всеобщее благоденствие. Для простых людей преступность — это угроза их личной безопасности, источник страхов и тревог, бед и трагедий.
Достаточно лишь на мгновение представить, какой была бы жизнь, если бы не было преступности, чтобы понять, почему люди начали искать пути избавления от этого социального зла очень давно. Были на этом пути и находки, и неудачи. Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее го¬сударственное устройство, тем меньше в такой стране преступ¬лений. Чем больше людей считают законы соответствующими их интересам, тем ниже уровень преступности. Древнегреческий мыслитель Протагор считал, что справедливые законы народ защищает с такой же отвагой, с которой он обороняет стены родного города от врагов. Монарх Древней Руси великий князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.
В то же время немало горячих голов полагало, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Наказания с их легкой руки приобретали не просто мучительный, но пуб¬лично-изуверский характер: четвертование и колесование на пло¬щадях, куда специально сгоняли народ, распятия и виселицы вдоль дорог. Появилось бессмертное изобретение человечества — тюрьма.
К числу исторических парадоксов можно отнести следующий факт: в то время как
|