и опосредованным. При непосредственном исследователь лично наблюдает за проявлениями личности. К таким проявлениям относятся поступки, манера поведения, высказывания, внешность (одежда, прическа, татуировки, шрамы).
При опосредованном наблюдении исследователь изучает дан¬ные наблюдения, проведенного другими лицами. Методом опос¬редованного наблюдения может быть опрос, изучение документов (характеристик, личных дел, медицинских свидетельств, аттеста¬тов об образовании, документов, фиксирующих поощрения и взыскания, справок о приводах в милицию или о судимости, уголовных дел и т. п.), изучение фото-, кино- и видеопродукции, анализ записных книжек и дневниковых записей (как самой изучаемой личности, так и его родителей или педагогов).
Психологическое тестирование — изучение личности с по¬мощью тестов. Тест (от английского test — проба, испытание) — задание, в ходе выполнения которого проявляются личностные качества изучаемого. Задания могут быть самыми различными:
ответить на вопросы, истолковать, на что похоже пятно, нари¬совать что-либо, придумать рассказ или завершить начатый рас¬сказ (предложение), проделать какие-либо действия. Одним из первых психологических тестов считается тест Кеттела, состав¬ленный Дж. Кеттелом в 1890 году из 50 заданий. Наиболее популярными являются тесты Бинэ-Симона (изучение коэффи¬циента интеллектуальности), Роршаха (толкование пятен). Инте-
LpecHbm тест, состоящий из пословиц и поговорок, составил B.C. Аванесов (по тому, какие поговорки человек считает правиль¬ными, выявляется его характер и убеждения). Достаточно инте-
5 Зан 2093
66
Глава III
ресную информацию позволяет получить тестирование с помо¬щью незавершенных рассказов и предложений. Суть этого теста в том, что формулируются условия, в которых
|