сти своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотиви¬рующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден.
Личность преступника
59
Убеждение способно породить общую устремленность чело¬века. Но каким будет его реальное поведение, во многом зависит от умений. Человек может быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (напри¬мер, в ответ на оскорбление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений.
Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации преступного поведения можно назвать главенствующей, посколь¬ку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые об¬щество с помощью воспитания, права и различных организаци онных мер формирует у человека.
Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать кри¬миногенные убеждения, привычки или компенсировать отсутст¬вие антикриминогенных умений.
На этой основе все криминогенные качества человека С.М. Иншаков делит на четыре группы:
1) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие совести;
2) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного наказания;
3) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного осуждения;
4) отсутствие умений, необходимых для реализации
|