. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их сово¬купность в обществе и образует преступность.
Чтобы понять сущность этого определения, необходимо уяс¬нить этимологию термина: почему преступность, а не преступ¬ления или массив преступлений? Характеризуя массу каких-либо единиц, обычно употребляют множественную форму того же слова: книга — книги. Особого слова в данном случае не тре¬буется. Может быть, точно так же следует определить все пре¬ступления, совершенные в обществе, — большое количество преступлений, масса преступлений?
Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к аналогии. Кирпичи, положенные один на другой, остаются кирпичами. Но
См.: Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 12—15.
28
Глава II
если их соединить бетоном, то это уже не кирпичи, а стена. Бетон обеспечил связь между кирпичами, и возникло новое качество.
Мы подошли к главной проблеме: есть ли связь между от¬дельными преступлениями? А если она есть, то в чем выражается?
Связь между преступлениями, совершенными одним и тем же лицом, очевидна. Например, человек, совершивший преступление, при попытке скрыться может совершить другие преступные дея¬ния (убийство работника милиции и т. п.). Несомненна связь и между преступлениями лиц, действующих группой, по предва¬рительному сговору.
Существует связь и между другими преступлениями. Такая связь есть, несмотря на то, что преступники в абсолютном большинстве не знакомы друг с другом, подчас никогда не встречались и совершают свои преступные деяния самостоятельно. Связь эта имеется, хотя и не видна на первый взгляд. Но наука для того и существует, чтобы выявлять вещи, не являющиеся очевидными, в том числе чтобы выявлять связь между явлениями
|