9
Предмет «Риторика» включает в себя синтез теории, методики и практики, причем практика занимает наиболее значительное место в процессе обучения. Только на практике проверяются, тренируются, совершенствуются навыки ораторского искусства.
Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, а некоторые главы — заданиями. Предлагается «Схема оценки выступления». Она концентрирует внимание па тех требованиях, которые предъявляют к оратору слушатели.
Знание теории и методики предмета, целевых установок тех или иных заданий, упражнений тренинга; последовательность овладения умениями и навыками речевого взаимодействия; творческая активность; положительный эмоциональный климат занятий — залог того, что обучающиеся в дальнейшем самостоятельно, без контроля педагога, будут верно работать над овладением искусством речевого взаимодействия в различных ситуациях общения.
Удивительный дар природы
(Оратор и его голос)
Звук — это плацдарм нашего искус
ства. Звуком рисуешь видимое слово,
звуком чувствуешь, страдаешь, восхи
щаешься и звуком же рассказываешь
о месте действия, о мире, природе, небе,
морях и реках. И, конечно же, о людях.
Вл. Яхонтов
Голос — это оркестр разнообразных инструментов. Оркестр благозвучный, сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способный передавать малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства человека.
В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего: звучит ли он свободно, мягко, доверительно, на низких топах (низкие тона . голоса воспринимаются более благоприятно,
|