А сколько анекдотов можно было бы рассказать про адвокатов, вызывавших
своим косноязычием смех даже у подсудимого..."*(4).
Эти слова А. П. Чехова сохраняют свою актуальность и сегодня, поскольку
ораторское искусство у нас по-прежнему "в совершенном загоне". Как и в прошлом,
не умеют красиво, вразумительно и убедительно говорить даже те, кто управляет
многими другими людьми, воспитывает, обучает, обвиняет, защищает и судит их,
то есть многие чиновники, педагоги и юристы, в том числе достигшие "степеней
известных". Этому искусству не обучают либо обучают так, что лучше бы не обучали
вовсе: формально, абстрактно, без учета психологии людей, общих свойств человеческой
природы, которые проявляются при восприятии слушателями публичной речи.
Такие пробелы в воспитании и образовании особенно ощутимы в деятельности
судебных ораторов, от неадекватной речевой деятельности которых страдают публичные
интересы (интересы государства и всего общества) и частные интересы потерпевшего
и подсудимого, особенно когда невразумительную речь произносит обвинитель
или защитник, не владеющий ораторским искусством.
Не случайно у Р. Гарриса некачественная, неубедительная судебная речь
ассоциируется с различными проявлениями человеческой глупости, абсурдного,
ненадежного поведения: "Плохая речь подточит самое прочное дело. Это все равно
что нарядить миллионера в тряпки. Плохой оратор - это моряк, который |