|
е... то человеческие слова у слушающего вызывают с
полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, какие имеет
в виду говорящий: а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений
с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были
получены прямым наблюдением и познанием, а не посредством другого лица"*(22).
Все это хорошо понимали еще античные риторики. Так, Аристотель в "Риторике"
рассматривал демонстрацию положительного нравственного характера говорящего,
вызывающего доверие слушателей, как один из самых эффективных способов убеждения,
особенно в неопределенной обстановке: "[ Доказательство достигается ] с помощью
нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так,
что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому, что вообще мы более
верим людям хорошим, в тех случаях, где нет ничего ясного и где есть место
колебанию, - и подавно..."*(23). Доверие слушателей к оратору прежде всего
необходимо в состязательном процессе в суде присяжных, где, как справедливо
заметил С. Хрулев, присяжные предрасположены "...охотнее выслушивать тех,
... к кому они относятся с большим доверием. Это доверие есть та почва, на
которой скорее всего человек найдет сочувствие своему убеждению и на которой
борьба двух противников, равносильных по способностям, но неравных по доверию,
делается неравной"*(24).
Присяжные
|