но
ли оклеветание невменяемого или душевнобольного человека, покойника, юридического
лица и т.д. Поэтому вначале необходимо проанализировать понятия чести, достоинства
и репутации личности.
Правовая суть чести - "это сопровождающееся положительной оценкой отражение
качества лица (физического и юридического) в общественном сознании"*(9). Честь
отражает положительные качества личности (честный, справедливый, храбрый и
т.д.). Существует также корпоративная и профессиональная честь (честь офицера,
врача, юриста, воина, писателя, художника и др.).
М.Д.Шаргородский подчеркивал, что объектом клеветы является честь личности,
а не человека. Он писал: "Мы рассматриваем в этом случае человека как биологическое
понятие: ребенок является человеком с момента рождения, человек, даже психически
больной, все же человек. С другой стороны, личность есть понятие социальное,
совокупность общественных отношений, и притом совершенно определенная, конкретизированная,
идеальная совокупность этих отношений"*(10). Но эти, безусловно верные, посылки
привели М.Д.Шаргородского к неожиданному выводу: умерший, не будучи ни человеком,
ни личностью, не может быть объектом клеветы*(11). Вряд ли можно согласиться
с этим утверждением, ведь память об умершем существует, о нем сложилось общественное
мнение, и клевета может опорочить его. Так, если кто-либо сообщает заведомо
ложные сведения о якобы допущенном умершим |