тном,
напоминающем перебои больного сердца, и, наконец, в частом возвращении к одним и
тем же картинам, заставляющим вспомнить слова поэта: "О память сердца! ты
сильней — рассудка памяти печальной".
Нужно ли говорить о смелости созданных им образов, с их глубокими сомнениями и
их восторженной верой, о переходах от описаний умиляющих душевных проявлений к
изображению страстей и пороков в их крайнем развитии, причем он идет к павшим,
погрязшим и несчастным с чувством жалости, не брезгая ими и не гнушаясь, а не
разглядывая их, как это иногда делается в современной беллетристике, с холодным
любопытством в увеличительное стекло.
В январе 1866 года я зашел к А. Н. Майкову, с которым познакомился еще в Москве,
во время моего студенчества, когда он посещал небольшой кружок студентов
Петербургского университета, перешедших в Москву после закрытия последнего и
группировавшихся вокруг филолога Н. Н. Куликова — милого, доброго и
разностороннего человека. Занятые лекциями и даванием уроков, мы собирались
обыкновенно по субботам и засиживались до поздней ночи в оживленной беседе о
всяких "злобах дня". Никого из десяти членов этого кружка, кроме меня, нет уже в
живых. Бывая в Москве, Майков любил заходить пить скромный студенческий чай на
наши субботние сборища и охотно читал нам свои новые, еще не напечатанные
произведения. Так, между прочим, нам пришлось слышать в его мастерском и
одушевленном чтении "Смерть Люция" в |