окружающих, возникали вокруг его гроба и указывали на тяжесть и значение
понесенной утраты. Они, вероятно, двигались вереницею в уме каждого,
подходившего к нему, и напоминали ту негодующую скорбь и те слезы дрогнувшего
сердца, которыми для многих сопровождалась умственная встреча с ними. Ими
переполнены были страницы его произведений. Было ясно, что и трогательный в
своей нежной любви Макар Девушкин, со своею оборвавшеюся пуговкою вицмундира, —
и "бледненькая, худенькая, со слабеньким голоском" Соня Мармеладова, и сам
Мармеладов, "образа звериного и печати его", — и истерзавшийся Раскольников, и
его мать, и карамазовский штабс-капитан с "мочалкою", — и "вечный муж", и все
эти исстрадавшиеся, опустившиеся, нервные и мрачные люди, которых так умел
описывать Достоевский, — -не умрут среди образов, созданных русской литературой,
пока в ней будет жить желание найти в самой омраченной, в самой озлобленной душе
задатки любящего примирения. И для всех искателей этого — Достоевский образец и
великий учитель. У него надо изучать и приемы тончайшего, проникающего в самую
глубину, анализа душевных движений натур усталых, ослабевших, надломленных в
житейской борьбе, — и изумительного изображения тонких и сложных психических
состояний, свойственных людям, находящимся на границах действительности и целого
мира грез и болезненной игры фантазии. Со страниц его сочинений всегда будет
звучать призыв к внимательному и любящему
|