посетителя, но и скорбящего друга.
Церковь, довольно обширная, с простыми деревянными, ничем не обделанными стенами
внутри, была обильно снабжена иконами. Ковалевский выпросил для нее образа,
похищенные или почему-либо отобранные у старообрядцев, хранившиеся много лет без
востребования или возвращения, в качестве вещественных доказательств, в кладовых
упраздненных судебных мест старого устройства. С икон, развешанных по стенам,
смотрели коричневые лики и тощие условные фигуры старого письма, в одеждах
"празелень" и с бородами "до чресл", окруженные неправдоподобными горами, среди
которых ютились не менее странные города и обители. Но иконостас был новый,
расписанный красивыми традиционными изображениями во вкусе итальянской школы.
Когда мы поехали назад в город, Федор Михайлович долго и сосредоточенно молчал,
а затем мягко сказал мне:
"Не нравится мне эта церковь. Это музей какой-то! К чему это обилие образов? Для
того чтобы подействовать на душу входящего, нужно лишь несколько изображений, но
строгих, даже суровых, как строга должна быть вера и суров долг христианина. Да
и напоминать они должны мальчику, попавшему в столичный омут и успевшему в нем
загрязниться, далекую деревню, где он был в свое время чист. А там в иконостасе
обыкновенно образа неискусного, но верного преданиям письма. Тут же в нем все
какая-то расфранченная итальянщина. Нет, не нравится мне церковь... Да и еще не
нравится, — прибавил
|