|
степени общественной опасности. Таким образом, при наличии нескольких отягчающих обстоятельств все они должны быть указаны при квалификации. Это позволит дифференцировать убийство по степени общественной опасности, а в каждом конкретном случае более полно ее устанавливать.
В научной литературе был поставлен вопрос о том, возможно ли любое сочетание обстоятельств, отягчающих умышленное убийство. Большинство ученых, исследовавших эту проблему, пришли к выводу, что каждое убийство совершается только по какому-либо одному мотиву или цели1. Эта позиция опирается на фундаментальные исследования классиков отечественной психологии А.Н. Леонтьева2, С.Л. Рубинштеина3, Д.Н. Узнадзе4 и поддерживается современными учеными-психологами, которые считают, что одно и то же поведение не может направляться несколькими мотивами, поскольку есть столько поведений, сколько и мотивов, иначе говоря, один мотив - одно поведение5.
В связи с этим следует признать правильной позицию С.В. Бородина в том, что любое сочетание отягчающих обстоятельств, указанных в 4.2 ст. 105 УК РФ, не допускается. Однако его утверждение, что нельзя квалифицировать убийство по совокупности пунктов "б", "з", "и", "к", "л" в любом их сочетании, поскольку они характеризуют мотив и цель действий виновного6, нельзя признать за абсолютное правило. Так, например, если умышленное убийство не может быть совершено одновременно из корыстных и хулиганских побуждений, то вполне допустимо сочетание корыстных побуждений и цели скрыть другое преступление. Например, убийство родственника, который заявил виновному о лишении его наследства по завещанию в связи с совершением виновным преступления и намерением потерпевшего заявить об этом в милицию. В данном случае виновный стремится к достижению двух результатов, и отношение к каждому из них связано со своим внутренним побуждением:
1)
|