|
ернуть человека из состояния клинической смерти к жизни, поскольку, несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, обменные процессы в организме человека сохраняются, хотя и на минимальном уровне. Клиническая смерть продолжается в течение пяти-шести минут, однако низкая температура тела (гипотермия) может ее несколько продлить3.
Приведенное положение имеет важное уголовно-правовое значение: в случае оживления организма потерпевшего, находившегося в состоянии клинической смерти после умышленных действий, направленных на лишение его жизни, все содеянное следует квалифицировать как покушение на убийство; умышленное лишение жизни человека, находящегося в состоянии клинической смерти, следует считать умышленным убийством; умышленные действия, направленные на убийство уже умершего, являются покушением на негодный объект.
Прекращение жизни может быть как в результате естественной, физиологической причины - от старости, так и в результате патологической, преждевременной смерти, вызванной болезнью или насильственными действиями. Насилие, причинившее смерть, - важный признак убийства1. Действительно, в подавляющем большинстве случаев убийство совершается посредством насилия. Однако, убийство может быть совершено и без насилия. Например, человеку, находящемуся в беспомощном состоянии, лицо, обязанное проявлять о нем заботу, не дает пить, есть, не оказывает помощь и т.п. с целью лишить жизни. Очевидно, насилия здесь нет, но такое поведение должно быть квалифицировано как убийство.
Причинение смерти самому себе - самоубийство не подлежит уголовно-правовой оценке, поскольку не является преступлением. История отечественного уголовного законодательства знает и другой подход в оценке самоубийства.
Воинские артикулы Петра I содержали норму, по которой человека, лишившего себя жизни, после смерти подвешивали за ноги. Надругательство
|