м промежуточности социума, с его меньшей упорядоченностью по отношению к природным и искусственным системам (широкий спектр значений в наблюдаемой системе).
Устойчивость проявляется в пропорциональности отношения систем друг к другу (в частности, эффект матрешек). В нашем случае устойчивость мы можем наблюдать и в группе стран, где уровень преступности превышает 6252 преступления на 100 тыс. населения, и в группе стран, которые служат по отношению к ней "дисгармонией".
Более того, Г.И. Забрянский подчеркивает, что вскрытые им закономерности "зависят не только от социальных факторов развития регионов. На их возникновение, существование и судьбу оказывают влияние криминологические законы, прежде всего законы "криминального равновесия" и "нормы предела криминального насыщения". Сущность закона "криминального равновесия" заключается в том, что в каждую криминогенную нишу (класс, зону) входит определенное число регионов. Основное свойство расположения - стабильность ниши. Если какая-нибудь группа покидает свою нишу, то с высокой степенью вероятности освободившееся место занимают регионы из других ниш, сохраняя тем самым устойчивость классификации" [11, с. 50].
И в этом смысле мы согласны с Э.М. Сороко, который утверждает: "Изменения в структуре систем при заданности пространственно-временных границ последних, согласно закону сохранения, протекают так, что уменьшение (увеличение) любого из компонентов происходит только за счет увеличения (уменьшения) остальных компонентов, т. е. через перераспределение их индивидуального достояния, возможностей, ресурса" [13, с. 174].
Безусловно, "ниши" в нашем случае суть устойчивые пропорции в системе, в частности, дисгармония как ее подсистема, в которой мы с завидным постоянством наблюдаем четкую пропорциональность по отношению
|