|
лжающего первое. Например, отношения по надзору за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, - непосредственное продолжение исправительно-трудовых отношений. Сравнивая начало правоотношения и его завершающий этап, мы убеждаемся, что за время его существования социальные отношения, как правило, проходят значительный путь развития: урегулируются взаимоотношения субъектов, разрешается конфликтная ситуация. При нормальной реализации правовой связи социальные отношения в конце цепочки всегда более организованны и упорядоченны, чем в ее начале.
Развитие фактической основы правоотношения происходит двумя способами. Во-первых, путем наслоения новых фактов на какую-то фактическую основу. Преимущественно этим путем происходит развитие трудовых, процессуальных и некоторых иных правоотношений. На исходные юридические факты наслаиваются новые фактические обстоятельства (поступки, акты, события), приводящие к изменению либо к прекращению правового отношения. Так, правоотношение студента и вуза возникает при наличии успешной сдачи вступительных экзаменов, приказа о зачислении и ряда других юридических фактов, входящих в правообразующий фактический состав. К этой фактической основе присоединяются факты сдачи предусмотренных учебным планом экзаменов и зачетов, прохождение практики, приказы о переводе на следующий курс и, наконец, решение Государственной экзаменационной комиссии. Правопрекращающий состав возникает на основе всей цепи правоизменяющих фактов. Но возможен и другой тип развития - путем отслоения фактов. Например, при миновании надобности в лесопользовании соответствующее право предприятий, учреждений и организаций подлежит прекращению (ст.36 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик). Таким образом, правопрекращающий состав возникает путем отпадения
|