|
занности. "В процессе уголовно-правового отношения, - отмечает, например, А.И.Санталов, - характер и объем прав и обязанностей сторон может меняться. Права и обязанности не являются застывшими, постоянно данными характером и степенью общественной опасности преступления" <43>. Таким образом, любое правоотношение - не застывший однажды каркас правовой связи, а ее динамичная, развивающаяся модель, развертывающаяся по мере того, как развивается регулируемое общественное отношение, охватывающая, по возможности, все его варианты, формы и социальные проявления.
Динамика правоотношения складывается из его возникновения, изменения, прекращения, которые нередко отдалены друг от друга во времени и пространстве. Тем не менее они не какие-то изолированные стадии, а этапы единого процесса. Отсюда вытекает вывод, имеющий принципиальное значение для теории юридических фактов: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридические факты следует рассматривать не как изолированные фактические предпосылки (именно так они чаще всего рассматриваются), а как звенья единого процесса развития фактической основы правоотношения. Эта фактическая основа проходит этап формирования, на котором накапливаются правообразующие элементы состава (действия, события, сделки, акты), затем, после возникновения правоотношения, на нее накладывается новый "слой" юридических фактов (прежде всего это акты реализации прав и обязанностей), и, наконец, завершающим звеном выступают правопрекращающие факты.
С прекращением правоотношения социальные факты, бывшие его фактической основой, сами по себе, конечно, не исчезают. Меняется их юридическое качество. Они либо утрачивают юридический характер, либо меняют свое юридическое значение - образуют фактическую основу нового правоотношения, продолжающего
|