|
е правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых (и только при которых!) могут наступать правовые последствия. "Юридические факты..., - пишет, например, Н.П.Воронина, - служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей устранить произвол обязанных лиц и контролирующих их органов, так как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права" <34>. В этом смысле любой юридический факт, закрепленный в норме права, выступает гарантией социалистической законности. Но слову "гарантии законности" можно придать другой, более узкий смысл. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности. Имеются ввиду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст.129 ГПК РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст.ст.5, 108 УПК РСФСР), обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.ст.38, 39 УК РСФСР). Эти юридические факты - "ключевые точки" правового регулирования, поскольку законное принятие искового заявления или возбуждение уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление указанных юридических фактов не только служит возникновению, изменению правоотношений, но и выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических
|