Прежде всего приведенное выше положение о том, что связь факта и правовых последствий не является и не может являться причинной, по нашему мнению, правильно и не нуждается в пересмотре. Однако "не являются" - негативная характеристика; остается открытым вопрос, чем же является связь факта и правовых последствий, что она собой представляет?
Нельзя не видеть, что связь факта и правовых последствий отличается рядом специфических признаков: она субъективна по своему происхождению, поскольку основывается на норме права, а иногда и на правоприменительном акте; гарантируется системой юридических средств; по своему содержанию носит упорядочивающий, регулирующий характер; в конечном счете обусловлена общественным и государственным строем, объективными закономерностями и тенденциями общественного развития. Связь факта и правовых последствий, таким образом, представляет собой особый вид социальной зависимости, сознательно созданной людьми и защищенной правом. Нормативное закрепление и гарантирование системой юридических средств делают ее относительно стабильной, с необходимостью реализующейся при определенных условиях. Это внешне сближает связь факта и правовых последствий с объективными причинными связями, позволяет провести между ними параллель. С известной долей условности можно сказать, что перед нами - разновидность "социальной причинности", сознательно введенная в жизнь общества для упорядочения его существования.
Далее, в приведенном положении А.П.Дудина, как можно заметить, речь идет о двух неодинаковых явлениях: с одной стороны, о связи юридических фактов и правовых последствий, с другой стороны, о связи социальных фактов и обусловленных ими юридических норм. И те и другие факты автор именует "юридическими". По нашему мнению, это ведет к тому, что |