тической системы, осмысленный посредством ее категориального аппарата. В теоретическом факте мышление возвращается к явлениям действительности, но не через чувственный опыт, а через внутреннюю связь явлений, раскрытую в теории <2>. Таким образом, факт - явление объективной реальности, отраженное в определенной идеальной системе. Чем богаче, совершеннее идеальная система, чем точнее она выявляет и фиксирует существенные стороны объективной реальности, тем богаче и многограннее содержание фактов, выраженных на языке этой системы.
Диалектико-материалистический подход к понятию "факт" в философии служит основой для понимания фактов в других общественных, а также естественных науках.
"Существенные нюансы тех определений исторического факта, которые содержатся в работах ученых-марксистов, - пишет В.А.Дьяков, - связаны с двойственностью самого понятия, относящегося, с одной стороны, к факту в смысле исторической реальности, а с другой - к факту в смысле научно-познавательного образа этого факта. Их нельзя ни идентифицировать, ни отрывать друг от друга" <3>. Аналогичным образом расцениваются факты и в социологии <4>.
Юридические факты - разновидность социальных фактов. Это явления объективной реальности, отраженные в специфической идеальной системе - законодательстве. Можно ли считать их эмпирическими фактами? Как отмечается в научной литературе, правовое познание, связанное с установлением обстоятельств дела в правоприменительном процессе, не является ни эмпирическим, ни теоретическим. Это - разновидность специальной познавательной деятельности <5>. Язык законодательства также считается особым функциональным стилем, разновидностью делового, официального языка <6>. Думается, вопрос о юридических фактах должен быть решен аналогично. Их нельзя отнести ни |