|
конкретным законом, но она составляет общую основу законодательства. Отдельные нормы законодательства в их многообразии значимы лишь постольку, поскольку отвечают норме социальной солидарности.
Право, согласно взглядам Л. Дюги, непосредственно вытекает из общественной солидарности, поэтому оно стоит над государством, обязательно для него. Законодатель только констатирует правовые нормы, но не создает их. Л. Дюги доводил свою конструкцию до формирования новой политической системы, которая призвана обеспечить общественную солидарность и гармонию классов. В такой политической системе будут пропорционально представлены партии и профессиональные организации. В результате социальная борьба сводится к минимуму, достигается примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти. Главное в этой конструкции - понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей.
Итак, мы имеем дело с двумя принципиально разными подходами к содержанию права. Оба подхода, как и любое правопонимание, видят в праве общественный порядок, но для одного подхода этот порядок основан на насилии и подавлении интересов одних групп общества другими, а для второго - на учете общих интересов. Конечно, это самые общие подходы, каждый из них отличается множеством деталей и частностей, но именно общность этих подходов характеризует главное в понимании содержания права.
Но правопонимание не исчерпывается содержанием права. Право, как вы помните (мы с этого начали) существует и функционирует в трех ипостасях: правовые идеи (правовое сознание), правовые нормы и общественные отношения, регулируемые правом. Таким образом, для правопонимания важно не только содержание права, но и его проявление в конкретных формах. Что есть право "на выходе", в чем претворяется прежде всего насилие или учет общих интересов - в идеях, нормах или правоотношениях?
|