|
одержание права (и государства) может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснении государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право являются орудиями и средствами в руках одной части общества для проведения своей воли, для подчинения этой воле других членов общества. Конечно, в определенных пределах признается и допускается созидательная "общенародная" роль государства и права, но она вторична, а суть государства и права составляет сила принуждения, подавление. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия, а также марксизмом-ленинизмом.
Теория насилия наиболее последовательно изложена в трудах проф. Л. Гумпловича, работавшего во второй половине XIX в. в Австрии и во Франции. По его мнению, происхождение публичной власти, государства и права исторически связано с завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими.(История политических и правовых учении. М., 1988..С. 586 - 587.)
В результате такого насилия в обществе складывается определенный порядок, включающий противоположные элементы и интересы: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Грубое превосходство силы, борьба, войны, одним словом, насилие - вот "родители и повивальная бабка государства". Причиной возникновения права также является насилие. "Сила идет впереди права", - писал Л. Гумплович. Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от имени государства. Правда, характеристику государства и права как орудий угнетения, насилия, господства одного
|