сть главы государства (президента), ибо всегда можно сослаться на несовершенный Закон, упрямый парламент, непокорный народ и другие ветви власти в случае неудачи.
А что остается инвариантным при переходе от монархии к демократии?
Инвариантны функции главы государства: управлять Целым и отвечать за Целое; инвариантен механизм влияния народа на политику властей - бунт, саботаж, забастовка, гражданская война.
Таким образом, Монархия - это саморегуляция общества на уровне микросоциума при протекторате государства, царя, думающего о макросоциуме. Соподчинение макро- и микросоциума, их гармония и есть условие социальной комфортности существования человека.
Демократия - это саморегуляция только на уровне макросоциума, ибо микросоциума (общины) просто нет. Поэтому демократия и тоталитаризм - две стороны одной медали. Поэтому XX век - век тоталитарных режимов. Противовесом "демократии", тоталитаризму становится Закон, Профсоюз, политические партии и движения и неообщины - религиозные, национальные, сексуальные... Но это все суррогаты. Настоящая соседская община способна хранить традицию, соблюдать моральные нормы, воспитывать, а не только защищать. В условиях диктатуры демократических ценностей это невозможно. Ибо Человек смотрит на мир в таком обществе глазами выгоды и частного интереса и не приемлет никакого ограничения, кроме Власти Закона. Но Закон позволяет искать выгоду. Вся наша культура позволяет искать выгоду. Выгодно - буду членом профсоюза, не выгодно - не буду. Выгодно - буду членом партии, не выгодно - не буду и т.д.
Монархия - власть народа.
Демократия - власть отдельных эгоистов.
В условиях монархии субъектами диалога между государством и подданным является чиновник и община, а в условиях демократии - чиновник и человек.
Община - буфер, смягчающий отношения между государством и индивидом. Она ограничивает (воспитывает) человека и ограничивает |