авших экономических, экологических, этнических, демографических и в конце концов политических проблем.
Более точно, на мой взгляд, было бы сказать, что мы пока что переживаем не Возрождение, а конец средневековья, "осень средневековья", за которой следует и уже дала себя почувствовать "зима раннего капитализма". Бестужев-Лада как-то справедливо заметил, что "у нас пока что менялись только слова и названия", сущность же социальных, да и ментальных структур оставалась прежней, средневеково-христианской.
Если под таким углом зрения посмотреть на процесс перемен, который мы переживаем, то становится понятной сущность политических, экономических, социальных, правовых, духовных, ценностных изменений, происходящих на наших глазах. Но классический комментарий и анализ подобных процессов, только относительно Европы, был дан Карлом Марксом.
В социальном плане - окончательный распад общины и общинного сознания с формированием статистического макросоциума, нуждающегося в "минимуме морали" - правовом регулировании со стороны государства.
В политическом плане - распад единой духовно-экономической и политической империи на крупные таксоны с уже пройденной в Европе борьбой между Центром и регионами, Королем и Князьями.
В экономическом плане - переход от натурального хозяйства и цеховой формы регламентации производства к рыночной экономике.
Советское министерство - непомерно разросшийся средневековый цех. Ведь его функции были не управлять рынком экономическими методами, а планировать, вернее регламентировать все стороны экономической и социальной жизни. А что еще может делать министерство в условиях отсутствия рынка? Конечно, для указанной функции лучше подошел бы какой-то другой термин, чем "министерство", но так уж исторически сложилось.
О духовном уже было сказано выше.
Но история уникальна, как и судьба. И у Евразийского Возрождения есть свои особенности.
Оно
|