ошибемся, если скажем, что по поводу употребления колеса или огня у обыкновенных граждан больше знаний, чем по поводу юридических фактов, правоотношений, подзаконных актов.
Особо следует сказать о праве в России. Можно даже утверждать, что отсталость нашего общества от развитого Запада в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пренебрежением к праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящего сословия: будь то чиновничество при царях, или номенклатурные работники при генеральных секретарях, или современные государственные служащие. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех из них, которые были дарованы власть имущими.
Преподавание курса "Основы права" призвано, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания (привить умения и навыки) для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий.
Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, которые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют практическим потребностям. В отраслевых юридических дисциплинах таким требованиям отвечает познание норм права (или источников, в которых эти нормы содержатся), правовых отношений (юридических связей людей в их общении друг с другом) и юридической ответственности за правонарушения граждан, должностных лиц и организаций.
Таким образом, учебная дисциплина (предмет) "Основы права" изучает |