|
гнуть эту теорию, а не заниматься подгонкой фак-тов под нее. Именно конкретность исследования позволит обеспечить его объек-тивность.);
· принцип единства предмета и метода изучения (каждое явление, каждый предмет изучения требует собственных методов, приемлемых для него. Например, методы, применяемые в естественных и технических науках, зачастую неприемлемы для наук гуманитарных, и наоборот.);
· принцип научной корректности - можно рассмотреть в качестве дополнительного (методы, которые мы избираем для изучения того или иного явления, должны не только приводить к конкретным результатам, но и не наносить ущерба обществу, соответствовать идее гуманизма, не входить в противоречие с общечеловеческими ценностями. Это тот случай, когда цель не оправдывает средства. Например, при изучении происхождения государства, трансформации первобытного стада в чело-веческое общество вряд ли применим метод эксперимента. Приведем утрирован-ный пример. Гипотетически можно было бы представить ситуацию, при которой группу младенцев, людей, не подвергшихся воздействию цивилизации, можно бы-ло бы поместить в естественные условия, приближенные к тем, которые предшест-вовали формированию государственной организации общества, а затем вести на-блюдение, чтобы проверить наши представления об этапах формирования челове-ческого общества. Однако это и будет случай некорректности выбора метода по-знания. Ценность научных выводов несравнима с ценностью человеческой жизни, свободы, права на самоопределение. Пример, конечно, весьма утрированный, но идея, надеемся, ясна.).
· общенаучные методы познания составляют второй уровень методологии. Это логиче-ские приемы обработки информации, при их помощи можно делать выводы из накоплен-ных другими методами знаний. Сюда относятся
|