кадемических проблем современной мировой политики, которую ставит широкомасштабная демократизация и суверенизация мирового сообщества: как лидерам последнего поступать в случае внутреннего краха субъектов сообщества, чаще всего находящихся на его периферии? (В англоязычной литературе принято называть такие государства, обладающие лишь внешним суверенитетом, т.е. правительства которых не в состоянии обеспечить внутренний порядок, failed states, "неудавшимися государствами".)
Афганистан представляет собой великолепную иллюстрацию как failed state, так и дилеммы лидеров. В связи с фактическим отсутствием эффективной государственной власти на его территории он стал отличным местом для развертывания подготовки террористической деятельности по всему миру, представляющей реальную угрозу безопасности не только развитых (западных) стран, против которых действуют террористы, но и тех государств (даже исламских), чья территория используется для проведения терактов. В этом смысле показателен пример взрывов в столицах Кении и Танзании, где пострадали, в основном, местные жители.
Кроме того, пользуясь привилегиями формально независимого члена мирового сообщества, Афганистан практически не препятствует выращиванию на своей территории сырья для наркотических средств, его переработке и вывозу готовой продукции. Как известно, производство наркотиков стало основным занятием значительной части населения страны. Это положение вещей легко выявляется хотя бы с помощью спутниковой разведки, фиксирующей на снимках из космоса поля, засеянные маком. Как должны действовать в такой ситуации те страны, против которых направлена террористическая деятельность или которые уже несколько десятилетий ведут борьбу с употреблением и транзитом наркотиков? Следует подчеркнуть, что эта проблема гораздо фундаментальнее тех, пусть даже беспрецедентных разоблачений, связанных с личной |