России в контексте проблемы миросистемного регулирования важно потому, что даже несмотря на тяжелейший экономический и политический кризис, охвативший Россию, активная внешняя политика, как заявляет руководство страны, остается для Москвы одним из важнейших приоритетов. Совершенно верно отмечается, что сам статус России на международной арене, пристальное внимание к ее курсу со стороны других ведущих мировых держав подразумевают проведение такой политики. Постоянное напоминание о себе (в хорошем смысле) является не последним из инструментов в отстаивании российских национальных интересов. Активная же внешняя политика, в свою очередь, ставит Россию перед необходимостью определения своего отношения к миросистемному регулированию. От того, как будет сформулировано это отношение, зависит место, которое Россия займет в мировой системе.
Насколько важно для России содействие регулированию и непосредственное в нем участие? Попытаемся соединить общетеоретические рассуждения с прикладным анализом мирового развития и внешней политики государств, чтобы выйдти к выводам о теоретических и практических аспектах таких методов регулирования, как военно-силовой, дипломатический, экономический и идеологический.
Военно-силовое регулирование
Через призму этого вида регулирования часто наиболее целесообразно рассматривать происходящие на международной арене события. Показательным примером, на наш взгляд, являются ракетные удары, нанесенные США по объектам в Судане и Афганистане в августе 1998 г. Не вступая в полемику с теми, кто утверждает, что не было достаточной ясности в вопросе о назначении объектов, подвергшихся ракетному нападению, и что поводом для ударов стало тяжелейшее внутриполитическое положение американского президента, можно охарактеризовать силовую акцию США именно как меру регулирования. Здесь мы имеем дело с одной из сложнейших практических |