Збигнева Бжезинского3) - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В такой ситуации особую значимость приобретает действенность механизмов миросистемного регулирования. Именно они позволяют сохранять мировое развитие в русле стабильности, ослаблять деструктивные воздействия до неугрожающего общей стабильности уровня, приближать систему к состоянию "самоподдерживающегося развития" (sustainable development). Важно отметить, что регулирование осуществляется непосредственно, или соответствующие механизмы создаются теми, у кого имеются на это средства, кому "есть, что терять" и кто глубже других осознал свою ответственность за судьбу мира. Под миросистемным регулированием понимаются действия субъектов мировой политики, направленные на контроль за развитием миросистемных процессов и предотвращение сценариев, угрожающих как миру в целом, так и интересам самих субъектов регулирования.
Кризису миросистемного регулирования в постбиполярном мире уже посвящено обширное количество работ4. В них обращается внимание на то, что после разрушения послевоенной жесткой структуры международных отношений до сих пор не выкристаллизовались новые механизмы регулирования взамен старых, отличавшихся высокой эффективностью. Вместе с тем ряд авторов отмечает, что жесткая организация системы (в смысле, например, ее четкой структурированности) не обязательна для поддержания стабильности5. Данный тезис поддерживается, в частности, тем фактом, что эффективное регулирование даже в слабо структурированном мире вполне способно обеспечивать его стабильность, а значит, выживание. Отдельные части (например, Африка) или комплексы отношений (например, валютно-финансовые) в рамках мировой системы могут быть плохо организованы, но, если регулирующие импульсы в состоянии не допустить "переливания нестабильности через край", угроза для системы в целом снимается.
Рассмотреть интересы |