вляются утешением для работающих и, помимо того, могут привести к не слишком приятным последствиям, а именно усложнению применения норм социальной защиты и договорного права.
4. Указания и ссылки также являются средством законодательной техники. Они могут быть как весьма полезны и необходимы в случаях сложных и больших законодательных текстов, также и совершенно бессмысленными в конкретных случаях. Применительно к ним следует учитывать следующие правила:
a) Если закон разделен на общую и особенную части, является излишним делать в общей части ссылки на особенную часть. Ведь смыслом общей части и является, собственно, вывести за скобки положения, общие для особенных частей.
b) Из соображений правового государства и уважения к парламентской свободе не является целесообразным ссылаться на будущее законодательство и, тем более, в самих ссылках давать предположительное содержание будущих законов. Будущий законодатель сам знает лучше всего, что является его задачей.
с) Ссылки на уже действующий закон должны делаться лишь в исключительных случаях, так как отдельные законы, как правило, исчерпывающе регулируют различные материи, и основной закон ставит перед собой другие перспективы, нежели закон, на который ссылаются. Кроме того, значительно усложняется работа законоприменителя, если он должен прыгать с одного закона на другой.
d) Если же дача указания все-таки необходима, то, из соображений практичности, настоятельно рекомендуется давать не только номер статьи, на которую делается ссылка, но и ее краткое содержание.
5. Фикции
|