Целью каждого закона должно быть предоставление его адресатам полноценного, четкого и понятного регулирования регулируемой проблемы и, в особенности, четкое определение их обязанностей, прав и задач. Закон должен, исходя из конкретного проблемного импульса, искать средства и пути наиболее стабильного решения, которое будет иметь как можно меньше нежелательных побочных явлений и устанавливать экономически наиболее целесообразное соотношение между целью и средствами. В качестве примера здесь можно привести необходимость гармонизации между охраной окружающей среды и экономическим развитием. Такие требования, как, например, прекращение вырубки тропического леса или отказ от перевоза нефти морским путем по причине загрязнения окружающей среды, не являются разумным соотношением между целью и средствами.
Из сказанного выше следует, что не является особо целесообразным придание формы закона политическим заявлениям и намерениям, как это часто происходит в обществах переходного периода. Подобные законы содержат в себе, как правило, не больше потенциального действия, чем политические декларации. Разумнее было бы определить как можно более точные правовые последствия, которые связаны с фактами и существом дела. В основном, закон должен представлять собой условную программу, которая устанавливает, что при существовании того или иного обстоятельства наступает то или иное правовое последствие. Разумеется, нельзя исключить совсем символические, компромиссные и декларативное законы, но следует помнить о том, что их законодательное содержание весьма невелико.
Когда речь идет
|