риального и процессуального прав, так и больших областей административного или публичного права, с одной стороны, и частного права - с другой. Эта систематизация служит правовой ясности и облегчает правоприменение. Сказанное, однако, не является хвалой правовому пуризму. Многие законы, например закон о конкуренции, о патентах и других видах интеллектуальной собственности, объемлют как процессуальные, так и материальные нормы, причем как публичного, так и частного права. Под разделением и систематизацией в данном аспекте имеется в виду сближение областей права.
Отвергнуть следует, однако, школу, которая существовала в 20-е годы в Германии, затем в Советском Союзе и сегодня играет определенную роль, например, в Украине, и которая предлагает изъять эти различия в пользу комплексных законов, в которых сознательно смешиваются публичное и частное, материальное и процессуальное право. Представители этой школы являются сторонниками зеркального отображения общественных процессов в праве и считают, что смешанная экономика требует смешанного законодательства. Сторонники этой школы предлагают соответственно создание экономического кодекса, который нельзя смешивать с торговым кодексом. При этом они упускают из внимания то обстоятельство, что, несмотря на все общности, существует четкое разделение между сферой рынка и сферой публичной, суверенной государственной деятельности. Идея экономического кодекса не учитывает в особенности тот факт, что государство может участвовать как в одной, так и в другой сфере, как в качестве носителя суверенной власти, так и в качестве предпринимателя, соответственно
|