|
ыке, ...разделяющие примерно одинаковый стиль жизни, будут иметь между собой гораздо больше общего, чем с бедняками собственной страны, бесконечно иными по психологии... Замкнутые элиты постараются игнорировать основную массу граждан"*.
* Strange S/The Retreat of State. - Cambridge, 1966, p. 102. / Цит. по Уткин А.И. Мир в XXI веке. // США, Канада, 2000, ?4.
Грустная получилась картина. Ну, а что собственно в ней нового? Обычное самовластие, которое от тираний древнего мира отличается разве что масштабом и технологиями.
Совершая виток от древнего мира к нашим дням история показывает все этапы происшедшего. Диада власть-труд превратилась в триаду капитал-труд-власть, мир которой теперь и порождает самовластную финансовую олигархию.
Нам говорят, что это извращения начального периода, что полая вода всегда несет на себе мусор, что это в силу своего абсурда преходяще и по мере продвижения к идеалу либерализма исчезнет, что все нормализуется. Но для того чтобы поверить в это уже недостаточно увидеть, что власть финансового капитала в пределе ведет к абсурду. Абсурд в данном случае - это непривычность. А уверения, что все образуется, держатся на аналогии, которая не может являться доказательством.
Появление власти финансового капитала нужно проследить по причинным связям.
Исходное государство базировалось на диаде: власть - рабский труд. Потом рабовладельцы перестроились в феодалы, заменяя рабский труд на труд крепостной, более производительный. Далее был вариант социализма: свободный труд - власть. Труд не смог обеспечить контроль за деятельностью власти и диада выродилась.
Наиболее результативной и устойчивой оказалась триада: власть - капитал - наемный труд при господствующем положении власти. Ее устойчивость обуславливалась, конечно, потребностью составляющих триады друг в друге.
Теперь в постиндустриальном мире доля реального труда постоянно
|