|
еловека, в стенах школы не просто усвоившего новое мировоззрение, отсутствовавшее в окружающем его мире обыденной жизни, но и ставшего ученым, социальным психологом, который смог профессионально проанализировать опыт собственного становления. Мы приведем несколько цитат из статьи этого человека*:
* Чеснокова В. Наследство. Общий взгляд на то, что было получено мною в наследство. // Знание-сила . - 1995, №11.
"Я прихожу к убеждению, что величайшая функция, основная задача искусства - не отражение, а именно проектирование мира... И вслед за искусством, которое делает первый шаг к изменению мира, проектируя новый, школа делает второй, формируя людей, ориентированных именно на этот спроектированный мир. И, собственно, школа учила нас жить в этом спроектированном мире, который еще не существовал... Дело в том, что человек, подготовленный к жизни в спроектированном мире..., уже не хочет жить в прежнем. У него другая система ценностей. У него потребность в других условиях. (Собственно, эти "другие условия" и не могут быть созданы, пока нет потребности в них).
Если бы у нас сформировали представление о действительной жизни, если бы нас приспособили к ней, была ли бы у нас потребность жить иначе? Ведь мы всю жизнь искали "нормального мира", мы к нему стремились, мы не могли жить в действительном мире, и в каком-то смысле мы этот действительный мир преобразовывали.
...Достаточно некоторому количеству людей уверовать в то, что такие-то эталоны приняты у нас, и сориентировать на них свое поведение, они могут найти друг с другом общий язык. И...безразлично, что ставят себе идеалом и целью, к которой следует стремиться людям разных культур: упоение властью, творческое вдохновение, погружение в нирвану, самопожертвование или что-то другое. Раз идеал сформирован, к нему стремятся, а, приближаясь, испытывают удовлетворение и счастье".
Но с каким мировоззрением
|