|
аться в терминах ценностей жизни, то люди и будут воспринимать их как отображение ее должного будущего. А формирование поведенческих норм будущего - задача искусства. В системе Ответственной власти такое будущее создают одновременно и правители, и народ. Поэтому искусство также должно быть вовлечено в общий созидательный поток.
Именно искусство, возвышая чувства людей над уровнем их непосредственных потребностей, сформировало для людей единую духовность. Очень образно выражено это в романе Сомерсета Моэма "Актриса". Главная героиня романа, которая, сидя в затененном уголке ресторана, наблюдает за силуэтами людей, движущихся на фоне освещенного зала, вдруг осознает, что обыденные чувства людей - серы и плоски. И только в искусстве, а через него и в жизни, они становятся многоцветными и многомерными.
Задачей школы, как обычно, будет формирование людей нового соборного общества, не только достаточно образованных, способных и любящих непрерывно учиться, но и получивших представление о разнообразии жизненного мира и своих возможностях находить свое место в нем, свой "сродственный труд".
Совсем по иному должна развивать школа интеллект учащихся. Правда, как писал И.П. Павлов: "...У каждого ума одна задача - это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться.
...Научный ум имеет дело с маленьким уголком действительности, а ум обычный имеет дело со всей жизнью. Если требуются известные качества от научного ума, то от жизненного ума они требуются в еще большей степени. Ответственность же общежизненного ума больше".
Следовательно, не давать знания, а развивать способности логично и критически мыслить - должно быть первоочередной задачей школы. Знания - это уже приложение.
В подтверждение того, что искусство и школа способна действительно создавать людей совершенно нового мира, приведем один, но тоже "решающий" пример. Это
|