|
жертвам при особых обстоятельствах, осознанию необходимости принципа "один за всех...". Легендарная, уже, казалось бы, ушедшая в прошлое, история о трактористе, который погиб, спасая горящий хлеб, опять воплотилась в совсем недавнем - 1996 году. И это при том, что официальная пропаганда сейчас настойчиво внушает людям мысль о примате личных и отвержении коллективных интересов.
Солидарность как способность в критические моменты подчинять личный интерес общему, по-видимому, в самой природе людей. В качестве "решающего" примера сошлемся на случай описанный Ли Яккокой, президентом американского автомобильного концерна "Крайслер". Он занял этот пост, когда концерн стоял на грани краха. В своей книге "Я менеджер" он пишет:
"Я обнаружил, что люди готовы на большие жертвы, если все остальные разделяют их судьбу. Когда жестокие испытания ложатся в равной степени на всех, можно горы свернуть... Смысл руководства заключается в том, чтобы показать пример. Люди следят за каждым шагом руководителя. Я начал с сокращения собственного жалования до символического - один доллар в год...
Но как только выясняется, что кто-то увиливает или не тянет свою часть ноши, все идет прахом...". (Что ж, лучшего аргумента против разобщения общества не придумаешь!).
Сложность и длительность переходного периода, не следует преувеличивать. Нас приучали к мысли о неизбывности груза "проклятого прошлого". Но известны примеры быстрой трансформации даже национального характера: в начале нашего века интересы типичного грузина в течение всей его жизни могли не выходить за пределы родной деревни. А к началу перестройки типичный грузин представлялся уже примером оборотистости - коммерсантом, интересы которого, вроде как, не знали территориальных границ. И это естественно, если вспомнить описанный И.П. Павловым механизм деформации характера народа.
Если программы развития будут излагаться
|