|
ние, которое многие явления выводит из немногих, а лучше одной причины. В качестве такой единственной причины в данном случае напрашивается все та же эгократия. Произвол ее правления делает бессмысленными связи между людьми, взаимопомощь, любовь: всего этого можно лишиться в любой момент. В мире непредсказуемости твое - только то, что ты ухватил и тут же употребил.
Поэтому устранение правления эгократии может рассматриваться как ключ к выходу из низменного царства непосредственных потребностей в царство духовного.
Культура помимо рациональной, сознательной части включает и иррациональную часть, обобщающую коллективный опыт людей, постигаемый ими непосредственно через ощущения и чувства, концентрируемые в, так называемом, коллективном бессознательном. Имея иную, не вербализируемую, форму, оно недоступно прямому воздействию через разум.
Столкновение действительности и опыта отдельного человека с миром общественных норм происходит над уровнем коллективного бессознательного, на который вытесняется все человеческое, не соответствующее нормам. Одна из его частей - мораль, десятилетиями и веками по каплям накапливает и обобщает реакции общества на всевозможные ситуации. Более быстро она меняется в случаях, когда общество действует согласовано и энергично, например, против общей угрозы или по преодолению природных кризисов. Но подобные ситуации случаются не часто.
В Ответственной власти заложен механизм, который предполагает общее и регулярное участие всего общества в преодолении возникающих жизненных противоречий путем совместного выбора новых направлений развития, новых целей. Поскольку такие программы формируются в терминах ценностей жизни, они затрагивают не только рациональную, но и иррациональную часть общественного сознания коллективное бессознательное. Активизируется эволюция мировоззрения и морали общества, появится возможность использовать весь
|