|
о такая смена приоритетов не могла произойти автоматически. В системе, где противоборствуют две антагонистические силы, каждая из которых усиливается в меру преобладания над противником, невозможно равновесие у точки их равенства. Система неизбежно будет выброшена в одно из крайних состояний (по терминологии автомобилистов, "хватанула бы обочины").
Очевидно, что удержаться средины в таких условиях можно только при эффективном управлении, а, если говорить о государстве, то при эффективной гармонизирующей власти, которая над схваткой. Однако механизма такой системы власти тогда известно не было. Как и сейчас еще. Пожалуй, он только начнет рождаться с этой книгой.
Качество государства, в котором осуществлена гармонизация общества, может быть определено как соборность. Само это слово, так же как и слово "сочувствие", считается исключительно нашим и не имеет соответствий в языках цивилизованного мира.
Понятие соборности было введено в науку в начале двадцатого века С. Трубецким. Соборность у него - отчасти коллективность, отчасти единство сознаний, отчасти идеал, подлежащий осуществлению, отчасти свойства реальной духовной жизни. Трубецкого упрекали за противоречивость, недостаточную проясненность и различение всех этих составляющих. Но это и не могло быть достигнуто тогда из-за недоступности для анализа и понимания сознания человека во всей его полноте, включая и иррациональную его часть - коллективное бессознательное*.
* Понятие коллективного-бессознательного было предложено известным психологом Т. Юнгом. Коллективное-бессознательное - это существующий в психике человека, не осознаваемый им явно глубинный слой, содержащий врожденные психические структуры, определяющие формирование общечеловеческих чувств. Они могут проявляться в воображении и переживаниях как добро и зло, прекрасное и безобразное, родное и враждебное и т.п. (приходя в наше детство
|