|
на красный цвет, например, на красную лампу, но при слове "красный" у него начинались судороги.
Когда не задают вопросов? Когда вопрос "снизу вверх", когда это может навлечь и, может быть, не одну, неприятность то есть при возможности произвола сверху - при эгократии. А в масштабе народа? Тут произвол, говорил Павлов, "... попрание традиций, верований и других святынь гражданина... вызывает в головах множества людей "сшибки" процессов возбуждения и торможения, чем приводится в полное расстройство вся нервная система населения, это почва для сплошных неврозов". В таком состоянии в деятельности мозга возникает парадоксальная фаза, для которой характерно прекращение ответов на сильные стимулы (действительность) при сохранении и даже усилении реакции на слабые раздражители (слова). Поэтому для многих их условные рефлексы координируются не с действительностью, а со словами. Слова для них значат больше, чем факты".
Таков сейчас характер и интеллект народа. Таково наследие эгократического прошлого. Его не изменить сразу. Внедрение "ответственной власти" правителям придется, начиная с того, что есть. И поддержки народа, и развития его сознания придется добиваться уже в процессе внедрения. Для этого необходимо понять основные особенности людей нашего общества. Определить, что от внешних условий, а что - внутреннее. Такой вопрос не нов. Он ставился неоднократно и в философии и в психологии. Существует точка зрения, что политический строй страны обуславливается компромиссом между коллективными психологиями социальных групп населения, их унаследованным и пережитым опытом, сформировавшимися в подсознательные убеждения.
Пытаться анализировать психологию коллективного поведения людей сколько-нибудь подробно - безнадежно. Но политика без психологии невозможна (где - то упоминалось, что на столе В.И. Ленина в его кремлевском кабинете постоянно лежала книга Густава
|