|
государства больше всего напоминает роль вожака индейской веерной собачьей упряжки в "Белом клыке" Джека Лондона. Вожак бежит впереди всех собак, остальные гонятся за ним. Все они его ненавидят, и он вынужден бежать изо всех сил, иначе его разорвут, как только дотянутся. Конечно, он сильнее любой собаки в упряжке и может загрызть ее в подходящей ситуации, но не дай бог - против всех.
Екатерина II отказалась от своих планов освобождения крестьян, наткнувшись на возражения представителей дворянства.
Сталин расправился со многими из своего окружения. Но, как можно судить по многочисленным воспоминаниям, он никогда не делал это своим единоличным распоряжением. Вслед за его подписью всегда стояли подписи членов Политбюро.
Значит, правитель, действуя против кого-то или чьих-то интересов, должен обязательно иметь за спиной большинство, или, по крайней мере, не иметь его против себя.
Чем высший руководитель может воздействовать на эгократию? Сокращением штатов? Они все встанут против как один, если только не обернуть показное сокращение скрытым расширением, что всегда и бывало. За введением Хрущевым ротации партийных руководителей последовало свержение самого Хрущева.
Пытаться повернуть эгократию на путь самоограничений и самоотверженного труда, когда она, закусив удила, несется к своему светлому будущему - безнадежно. Но и отказаться от аппарата управления - невозможно. Значит "нужно работать с теми людьми, которые есть", - как, вспоминают, говорил Сталин.
Единственный достаточно надежный способ, который в этих условиях может привести к цели, - это поднятие уровня требований. И при этом постепенно, последовательно, систематически, отсеивать неспособных. Этот способ селекции придумала сама Природа и ему обязан своим существованием современный Человек и все мы. Но как отсеивать именно неспособных?
Опыт показывает, что невозможна селекция по убеждениям,
|