|
ции к труду и затраты на поддержание порядка в государстве могут не оставить ничего для его нормального существования.
Учет мнения каждого гражданина - это лучший и потенциально наиболее эффективный способ подавления нежелательных явлений в обществе. Технический аналог для нее - система стабилизации с максимумом обратных связей. Именно по этой схеме создаются "инвариантные" системы, наиболее устойчивые к возмущениям. Но как реализовывать этот способ при общественно-политической неподготовленности людей?
"Кухарка" несведуща в управлении государством. Значит ли это, что она вообще дура и управленцам обращаться к ней бесполезно? Ведь, как правило, и мы с вами не имеем достаточной подготовки ни в чем, кроме своей основной специальности. И что, разве с нами не говорят на иные темы? Очень даже. Более того, в обществе считается дурным тоном говорить с человеком о его работе. Правда говорить на отвлеченные темы с незнакомым так, чтобы ему это было интересно, а вам полезно, требует умения. Это умение, которым владеем все мы, в разной, правда, степени, - одно из качеств нормального человека.
Таким образом, основное и естественное требование, которое должно соблюдаться при общении, в частности, и управителей с управляемыми - говорить на понятном собеседнику языке. А соблюдаются это требование общения по отношению к кухарке, избранной депутатом Верховного Совета СССР и участвующей, скажем, в обсуждении субвенций республикам? Конечно, нет. Здесь требуется, как минимум, знания узкоспециальной терминологии и экономики.
В первый период после создания Советов при обсуждении и решении на низовом уровне своих текущих дел депутаты прекрасно понимали, чего все они хотят, могли со знанием дела оценивать различные варианты решений. Однако позже, по мере усложнения решаемых вопросов, особенно на высоких уровнях управления, решения начали приниматься по безальтернативным
|